РБК (RBC.ru),
8 июня 2021 г.
«Без «цифры» инвестиционный бум в России мог бы не состояться» 263 просмотра
О том, какое влияние на финансовое поведение россиян оказали пандемия и развитие цифровых технологий, РБК+ рассказала старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова.
— Какие основные изменения вы можете отметить в финансовом поведении россиян за год пандемии? И как на процесс влияет развитие цифровых технологий?
— Россияне стали больше склоняться к сберегательной модели поведения. Сейчас, правда, мы видим оживление потребительской активности, но приверженность сбережениям сохраняется. Это хорошо иллюстрирует рост доли «Сбера» на рынке вкладов: в 2020 году она выросла на 1,7 процентного пункта (п.п.) и достигла 45,4%, это максимум с марта 2018 года. При этом люди начали активно пользоваться не только привычными депозитами, но и альтернативными инвестиционными продуктами. За 2020 год сумма, размещенная гражданами на брокерских счетах и счетах доверительного управления, выросла вдвое и достигла 6 трлн руб.
— Какие инвестиционные и накопительные продукты наиболее популярны у массовых клиентов? Что влияет на выбор?
— Популярность инвестиционных и накопительных продуктов зависит от трех основных факторов: порога входа, простоты «оболочки» и исторической доходности (человеку важно видеть, как вел себя тот или иной фонд, скажем, в последние три года).
По количеству сделок у нас с большим отрывом лидируют паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Это один из наиболее понятных розничному инвестору способов «упаковки». На втором месте — индивидуальные пенсионные планы (ИПП). Далее следует накопительное страхование жизни (НСЖ). Вообще говоря, у нас росло все, за исключением только инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Но ограничение ИСЖ было нашим осознанным решением.
Замечу, что без предоставления качественного цифрового опыта столь бурный рост ретейл-инвестиций вряд ли бы состоялся. Причем за последние полтора-два года брокеры и управляющие компании в части финтеха догнали банковскую розницу, которая находится в авангарде цифровизации российского финансового рынка.
— Есть примеры, как цифровые решения влияли на рост популярности продукта?
— Очень показательна история с ИПП. Оказалось, что это очень востребованная тема: люди активно интересуются инструментами, в названии которых есть производные от слова «пенсия». Особенно это стало заметно, когда мы запустили цифровую «пенсионную витрину» в «Сбербанк Онлайн» — сервис, с помощью которого любой может узнать размер своей пенсии, рассчитанный на текущий момент. С момента запуска витрины в марте этого года у нас уже более 5 млн посещений. В целом в сравнении с 2020 годом продажи ИПП выросли в пять раз. К концу года мы планируем выйти на 30 млрд руб. продаж ИПП — с 200 млн руб. в начале прошлого года.
— Можно ли сказать, что в России постепенно формируется культура инвестиций, в том числе долгосрочных?
— Процесс постепенно идет. Но если сравнивать нас с развитыми инвестиционными рынками, то мы в самом начале пути. В США, например, в фондовый рынок инвестирует больше половины населения, а у нас, по экспертным оценкам, не более 7%. И дело не столько в том, что в других странах люди более финансово грамотные и дисциплинированные. У них есть широкий инструментарий — доступная и понятная аналитика, удобные «упаковки» продуктов.
Культура долгосрочных инвестиций и накоплений в России только начинает зарождаться. Управление собственными финансами стоит в одном ряду с чек-апами или правильным питанием: об этом много говорят, но редко делают. Для развития процесса хотелось бы в том числе больше стимулов от государства. В частности, мы очень рассчитываем на скорое принятие закона о гарантированном пенсионном плане и изменение законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении (НПО), которое позволит сделать продукты НПО более доходными. Доходность критически важна для начинающего инвестора. Он пока не мыслит двадцатилетним горизонтом: увидев падающую доходность здесь и сейчас, он, скорее всего, заберет деньги.
— Вы упомянули о снижении сборов по ИСЖ, которое в прежние годы было драйвером рынка страхования жизни. Объясните, пожалуйста, ситуацию.
— На пике, в 2018 году, наша доля в сегменте ИСЖ составляла 43%. Снижение доли в последние два года, как я уже сказала, результат осознанных действий «Сбера». ИСЖ не подходит неподготовленным инвесторам, и мы стали тщательно следить, кому и как оно предлагается. К концу 2020 года наша доля на рынке ИСЖ достигла минимума — 6,4%.
Мы полностью переработали продуктовую линейку, большое внимание уделили доходности, запустили хороший купонный продукт. В итоге мы оттолкнулись от дна и пошли вверх. Вскоре предложим еще несколько новых программ: купонные ИСЖ с ESG-стратегиями, валютный продукт с гарантированной доходностью, а также аналог unit-linked.
У каждого продукта будет «паспорт» с указанием всей ключевой информации. Такие паспорта мы вводим для всех наших инвестиционных продуктов. Каждый клиент получит полную информацию, сможет сравнить условия продуктов и понять, что ему действительно нужно. Люди должны выбирать инвестпродукты осознанно, понимая, какие существуют подводные камни и комиссии, на какую доходность можно рассчитывать.
— Как вы относитесь к решениям о категоризации розничных инвесторов?
— Мы разделяем опасения регулятора в том, что при излишне либеральных правилах игры интересы граждан на рынке инвестиций могут быть нарушены. По статистике, больше трети тех, кто пробует себя самостоятельно без подготовки на фондовом рынке, выходят с него с потерями через короткий интервал, поскольку в погоне за высокой доходностью не осознают, что риски при этом тоже высоки. Людям нужно предлагать продукты, соотносимые с уровнем риска, который человек готов принять. И любая продажа должна сопровождаться объяснением того, что такой риск есть, из чего он складывается, какие возможны последствия.
— Насколько цифровизация способствует повышению качества услуг?
— Клиенты, которых мы привели в «цифру», хотят не только заключать договоры в онлайне, но и проводить там же все постпродажные операции. В прошлом году мы оцифровали 75% постпродажных сервисов, в этом — доведем показатель до 100%. В инвестиционно-накопительных продуктах уже оцифрованы возможность изменения договоров страхования жизни, выплата купонного дохода по ИСЖ, автоплатежи для пополнения всех продуктов, а также весь спектр операций с ПИФ и рублевыми стратегиями доверительного управления. Для понимания прогресса: еще полтора года назад оцифрованных постпродажных сервисов у нас не было вообще.
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Вся пресса за 8 июня 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Страхование жизни, Кризис и страхование, Банкострахование, Страхование и устойчивое развитие (ESG)
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|